Сдали сербы Караджича. Или скоро сдадут.
Он, конечно, непростое наследство оставил, чего уж тут. Всё ж таки Сребреница и осада Сараево с артобстрелами жилых кварталов и снайперским и миномётным огнём по гражданскому населению без разбору - это не хер собачий, пусть и в военное время. Широкая общественность, как всегда, впадает в крайности. Одни кричат - "гад, убийца, на кол его". Другие - "герой, наш человек, страну защищал". Правда, как всегда, где-то посередине. Первые комментаторы (очень часто не имеющие никакой информации, кроме цифр погибших из СМИ) совершают ошибку, пытаясь судить действия армии в братоубийственной гражданской войне моральными мерилами сытого мирного времени. Это неверно изначально, ибо мерила эти просто неприменимы. Вторые же комментаторы закрывают глаза даже на возможность того, что боснийские сербы могли совершать военные преступления, очень часто возмущаясь посторонними вопросами типа "а почему только сербов судят", или просто крича "Дель Понте на мыло".
Для общего ознакомления с канвой предлагаю пересмотреть The Death Of Yugoslavia,
в трёх частях. Интересно, что там говорится, что план Вэнса-Оуэна по мирному расчерчиванию карты с сербской стороны сорвал как раз Караджич, которму хотелось территории, в то время как Милошевича всё устраивало.
Я оставлю за кадром тот факт, что я не люблю этот трибунал как концепцию. Как по мне, так если уж судить, то по месту преступления. Что же касаемо возмущения общественности по поводу того, что, мол, трибунал играет против сербов за босняков и хорватов (а нынче и за косоваров тоже), и что сами босняки и хорваты, мол, тоже хороши, то я всегда считал, что two wrongs don't make a right. Каждый пусть отвечает за своё дерьмо.
Так или иначе, можно (и нужно) судить Караджича за его действия во время войны. И, тем не менее, сложно было бы отрицать, что он делал то, что делал, во имя своей страны. А раз так, что сдача его сербским правительством в международный трибунал, пусть даже и во имя "большой цели" присоединения к EU, как-то всё-таки плохо пахнет...