
День вспомнить моих ветеранов.
По отцовской линии:
Иосиф Маркович Абрамович
Архитектор. Капитан Инженерных Войск. Специалист по фортификационным сооружениям. Прошёл от Сталинграда до Вены. У его Сталинградской эпопеи было интересное продолжение, через 50 лет после битвы и через 5 лет после его смерти. Как-нибудь я об этом расскажу.
Екатерина Борисовна Бронштейн
Врач. Старший лейтенант (по-моему) Медицинской Службы. Фронтовой хирург. Закончила медин в 44м в эвакуации в Челябинске, присоединилась к части деда в Беларуссии, и с ним прошла до Вены.
Я не знаю деталей их боевого пути. Если отец знает, я потом напишу.
По материнской линии:
Владимир Павлович Мороз
Судоводитель. Сержант пехоты, разведчик. При выходе из окружения в 41м по классической схеме попал на допрос к особисту. На вопрос "Почему вы не погибли вместе со всеми" дал особисту табуреткой по голове, за что тут же загремел в штрафбат. Искупил кровью (тяжелое ранение в плечо). Разведчик. В 44м повышен до "международника". В начале 45го выброшен с группой на территорию Польши. Выброс был очень неудачный -- далеко от расчётной точки, группу разметало, и дед был ранен при приземлении. Вскоре он был арестован, и в соответствии с "легендой" выдавал себя за поляка. Его дико били, и бившие его немцы ему сказали, что никакой он не поляк, а русский, ибо поляк уже давно всё рассказал бы. В результате он попал в концлагерь Маутхаузен. Не повесили его только потому, что не успели -- настал апрель 45го, и Маутхаузен освободили американцы. Деду, как освобожденному узнику, было предложено уехать в Америку. Он сказал "Меня не так воспитали", и был встречен овчарками на советских поводках. Получил документ со штампом не то "Находился в плену", не то "Находился на оккупированных территориях". Бабушка, которая была в тот момент начальником паспортного стола, сказала: "Володя, давай я тебе сделаю паспорт БЕЗ этого штампа, он тебе ничего хорошего не сулит". Дед ответил: "Я ничего не украл". Был исключён из партии и ему, моряку, закрыли визу на 18 лет (визу открыли в 60х, он был до смерти своей капитан дальнего плавания -- гонял танкеры). Спасибо, что в наш советский лагерь не попал. Кавалер двух Орденов Славы. За выброс в Польше должен был получить третий, но - получил вместо этого лагерь. Дед упоминается в старой книжке о разведчиках "Сто дней в тылу врага".
Их всех уже нет в живых. Великая благодарность им и вечная память.